Предыдущее сочинение
Предыдущее сочинение Вернуться к списку сочинений Следующее сочинение

 

РАЗГОВОР С СЫНОМ
бывшая ученица 10 класса “В” выпуска 1976 года

ЛАЛАЕВА ЕЛЕНА
2005 год  

          Меня просят поделиться воспоминаниями. Наверное, это нормально.
          Наверное, незаметно наступает такое время, когда ты можешь рассказать что-то такое, что уже знают не все. А моему сыну это может быть просто интересно.
          Поговорим немного для начала о преемственности поколений.
          Мой сын, Ваня Чугунов, продолжает семейную традицию, он учится в "моей" школе. Раньше это была английская спецшкола № 17, теперь это языковая гимназия №.1508. В гимназии есть Музей боевой славы 4-й инженерно-саперной Уманской Краснознаменной ордена Богдана Хмельницкого бригады, начало которому было положено еще в 1974 году, когда мы учились в 8 классе. Тогда пионерская дружина носила имя чешского писателя-антифашиста Юлиуса Фучика, и в те времена социалистическая страна Чехословакия была родной и близкой.
          - Что такое пионерская дружина, мама?
          - Это политизированное объединение детей от 9 до 14 лет, в котором был свой устав, форма, песни, мероприятия и ритуалы. Ты, наверное, видел в кино детей в красных галстуках, так вот это и есть пионеры. Наверное, не все теперешние дети знают и про социалистический лагерь, и про то, что две независимые теперь страны в дни моего детства были одним целым.
          Так, вот. Тогда в 1974 году благодаря энтузиазму наших педагогов, Галине Петровне, она была главным человеком в школьной библиотеке, Галине Александровне, она преподавала химию, Ираиде Анатольевне, преподавателю математики, началась работа по сбору материалов о боевом пути 4-ой инженерно-саперной бригады, которые потом легли в основу школьного музея. Именно тогда зародилась мечта поставить памятник саперам в школьном дворе.
          Мне посчастливилось быть в группе учеников нашей школы, которые в том далеком 1974 году поехали в Чехословакию по местам боев 4-ой инженерно-саперной бригады. Мы выступали перед чехословацкими ветеранами с концертами, общались с нашими ровесниками, обменивались сувенирами, проехав всю страну с юга на север. У меня до сих пор хранятся открытки и сувениры из Чехословакии. Это на самом деле было незабываемо, интересно и очень важно для нас. После этого мы сдавали макулатуру и металлолом, чтобы собрать немного денег на памятник.
          Теперь мой сын, шестиклассник, с не меньшим энтузиазмом проводит экскурсии в этом школьном музее и мастерит для него потрясающие модели советской военной техники времен Великой Отечественной войны.
          А еще, отправляясь в Чехию просто на каникулы от своей школы, когда он спросит меня, была ли я в Праге, я с удовольствием отвечу ему, что, да, была, и посоветую особенно обратить внимание на красивый Карлов Мост и знаменитые во всем мире часы на площади, которые я помню до сих пор с той поездки и фотографии которых остались у меня после переписки с моими чехословацкими сверстниками. Конечно, перед поездкой в эту страну, я все расскажу ему, что знаю, и что помню.
          И еще расскажу о том, что его бабушка, которая сегодня с нетерпением ждет его из школы и кормит обедом, во время Великой Отечественной войны в пятнадцать лет уже шила маскхалаты по 12 часов в день. Потом шла на дежурство в госпиталь и перевязывала раненых (вот почему она так здорово может вылечить твои ободранные коленки) и еще стояла вместе с твоим прадедом на крыше своего дома и тушила зажигательные бомбы, одна из которых чуть не стала для нее последней. Всю войну она пробыла в Москве, копала рвы и валила лес, будучи чуть побольше тебя. Проводила на фронт двух своих старших братьев, один из которых (кстати его тоже звали Иван) так и не вернулся с войны (целый год твоя бабушка одна знала про похоронку, которую вручил ей почтальон), а второй вернулся сильно израненным, пройдя оборону Москвы и блокаду Ленинграда.
          Мне хочется, чтобы мой сын знал и помнил об этом, так же как и многие его сверстники. Пусть наш маленький школьный музей поможет им в этом благородном и нужном деле.



Предыдущее сочинение Вернуться к списку сочинений Следующее сочинение
Hosted by uCoz